Дальнейшее улучшение деловой среды - важнейшее условие развития экономики

В послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису о наиболее важных и приоритетных задачах развития страны на 2019 год, была поставлена цель по формированию более благоприятной среды для предпринимательской деятельности. За истекший период, эти задачи отразились в нескольких важных и беспрецедентных документах в истории страны.

2019 год ознаменовался значительными изменениями в социально-экономической и законодательных сферах Узбекистана. Особенно нужно отметить улучшение делового климата, который определен как один из основных задач в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годы. Достижение эффективной реализации этой задачи подразумевает открытие новых возможностей для частного сектора, его прогрессивное развитие, роста занятости среди молодежи и женщин и стабильного роста доходов от предпринимательской деятельности.

Принятие Президентом Республики Узбекистан Постановления «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного Банка и Международной Финансовой Корпорации «Ведение Бизнеса»» от 5 февраля 2019 года (ПП-4160), послужило катализатором изменений условий предпринимательской среды в стране. Данный законодательный акт подчеркивает актуальные проблемы в сфере формирования бизнес-среды и позитивного имиджа страны на международной арене, а также соответствующие механизмы и сроки реализации этих проблем по целевым показателям. В частности, настоящим законодательным актом установлен новый порядок в сфере государственной регистрации субъектов предпринимательства, получения разрешений на строительство, подключения к системе электроснабжения, регистрации собственности, защиты миноритарных акционеров, международной торговли и в сфере обеспечения исполнения контрактов.

Другим важным документом является закон «О государственно-частном партнерстве» (далее ГЧП) принятый 10 мая 2019 года. Настоящий закон обеспечивает реализацию единых правил и процедур, связанных с разработкой и реализацией проектов ГЧП. Совместная работа между государством и частным сектором с целью общего финансирования, строительства и эксплуатации проектов дает огромные преимущества в виде более продвинутых инфраструктурных решений, более быстрых и качественных завершений проектов, быстрого распределения прибыли, более высокой рентабельности проектов за счет нового инновационного дизайна, оценок рисков в ранней стадии проекта и разделения рисков, снижение издержек преимущественно за счет опыта частного сектора и повышения эффективности государственных инвестиций.

Результаты принятых новшеств в правовом поле страны не заставили себя долго ждать. Несмотря на то, что закон о ГЧП вступил в силу совсем недавно, уже в 2019 году начались реализовываться 12 проектов в сфере образования, здравоохранения, коммунального хозяйства, транспорта и строительства дорог в различных регионах страны. Помимо этого, Узбекистан достиг значительных результатов в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса 2020» улучшив свои позиции с 76 на 69 место, за счет того, что Узбекистан занял 8 место по открытию нового бизнеса, 22 в обеспечении контрактов и 37 по защите миноритарных инвесторов среди 190 стран мира. С такими значительными темпами роста, а именно ростом позиций на 18 пунктов за последние три года, ожидается дальнейшее ускоренное улучшение в этом направлении.

Необходимо подчеркнуть, что Постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного Банка и Международной Финансовой Корпорации «Ведение Бизнеса»» от 5 февраля 2019 года, Узбекистан планирует войти в топ-20 ведущих стран рейтинга «Ведение бизнеса» к 2022 году. Настоящая цель обуславливается принятием Постановления от 8 января 2020 года «О мерах по внедрению системы оценки уровня развития предпринимательства в регионах республики».

Согласно этому документу, с 1 марта 2020 года будет внедрена новая система оценки уровня развития предпринимательства в регионах республики и до 1 марта 2020 года планируется запуск автоматизированной онлайн-информационной системы «Business Indicator» для расчета и оценки показателей развития предпринимательства. Вдобавок к этому, утверждено положение о порядке оценки уровня развития предпринимательства в регионах Республики. Оценка будет проводиться по итогам полугодия и года соответствующими министерствами, и по его результатам будет составлен рейтинг регионов по всей Республике. Такой механизм придаст стимул развитию делового климата и конкурентоспособности, что в дальнейшем ускорит экономический процесс в стране.

По сей день, существуют отдельные направления, которые требуют дальнейшего улучшения. Например, согласно рейтингу «Ведение бизнеса 2020» реализация мер по упрощению процедур торговли и получения разрешений на строительство по-прежнему находятся на начальном этапе и нуждаются в комплексном плане развития, как и указано в постановлении Президента Республики Узбекистан (ПП-4160).

Поэтому, такие испытания и впредь остаются приоритетными в наступившем 2020 году, которые могут стать поворотными в плане всеобъемлющего развития делового климата в Узбекистане. 

В общем, вышеперечисленные инициативы со стороны правительства Узбекистана создают более благоприятные условия для предпринимательской деятельности и будут способствовать выходу на новый уровень социально-экономического развития, что является важным фактором для неуклонного улучшения условий жизни народа Республики Узбекистан.

Ферузбек Давлетов, ЦЭИР

 


Комментарии