Афганистан энергетический

 

Афганистан обладает высоким потенциалом развития энергетической отрасли, но реализация этого потенциала сталкивается с многочисленными проблемами. 

В последние годы наблюдается значительное улучшение отношений и углубление экономического сотрудничества между Афганистаном и Узбекистаном. Узбекистан поддерживает мирные процессы по афганскому конфликту, налаживаются экономические связи между деловыми кругами двух стран, планируются к совместной реализации крупные инфраструктурные проекты.

Исламская Республика Афганистан (ИРА), в силу непрекращающегося конфликта, является страной, где наблюдается острая нехватка электроэнергии. Собственные производственные мощности не позволяют полностью покрывать спрос на электроэнергию. Поэтому афганский рынок представляет особый интерес для экспорта электроэнергии из Узбекистана, а также других центральноазиатских стран. Тем не менее, Афганистан обладает значительным потенциалом развития энергетики в перспективе, что предполагает необходимость более близкого знакомства с тенденциями развития афганского рынка для выстраивания долгосрочной политики развития энергетических отношений с Афганистаном.

Центральноазиатская электроэнергия для Афганистана

Одно из наиболее важных и стабильных направлений узбекско-афганского сотрудничества – энергетическая сфера. Узбекистан с начала двухтысячных годов экспортирует в Афганистан электроэнергию. В настоящее время Афганистан реализует с Узбекистаном проект по строительству ЛЭП «Сурхан–Пули-Хумри» протяженностью 200 км и стоимостью 110 млн. долл., который позволит нарастить экспорт электроэнергии из Узбекистана в Афганистан на 70% до 6 млрд. кВт. ч ежегодно. Узбекская сторона выделяет  на этот проект  45 млн. долл.

АО «Национальные электрические сети Узбекистана» в сентябре текущего года заключило долгосрочный контракт на 10 лет на поставку электроэнергии в Афганистан. Объем поставок на первоначальном этапе составит 4,2 миллиарда кВт. ч с последующим увеличением до 6 миллиардов кВт. ч. Контракт предусматривает принцип «бери или плати», что позволит минимизировать риски для узбекской стороны. В то же время, по сообщениям замминистра энергетики Узбекистана, узбекская сторона смягчила условия для афганской стороны.

 

Поставки электроэнергии в Афганистан осуществляются и из других центральноазитских стран – Туркменистана и Таджикистана. Афганистаном совместно с Туркменистаном реализуется также ряд проектов в сфере электроэнергетики. В частности, строительство ЛЭП 500 кВ в направлении Мазари-Шариф и ЛЭП 220 кВ в направлении Герата. Также реализуется проект ТАП-500 по строительству ЛЭП из Туркменистана в Пакистан, который позволит Афганистану получать ежегодно 110 млн. долл. за транзит электроэнергии. В рамках визита делегации Туркменистана в Афганистан в июне текущего года между сторонами был подписан договор о расширении проекта по распределению электроэнергии в г. Герат.

Поставки электроэнергии из Таджикистана в Афганистан носят сезонный характер из-за того, что большая часть электроэнергии в Таджикистане вырабатывается на ГЭС в летний период.  Однако, судя по афганской статистике в последние годы, импорт электроэнергии из Таджикистана снижается, в то же время таджикская сторона планирует наращивать экспорт электричества в Афганистан. В 2018 году стоимость киловатта энергии для Афганистана составляла 4,11 цента. 

Реалии афганской энергетики

В 2016 г. установленная мощность выработки энергии за счет всех источников электроэнергии в Афганистане составляла 566 МВт. Из них 300 МВт – гидроэлектростанции, 200 МВт – тепловая, 65 МВт – дизель-генераторы, 1 МВт – солнечная.

В 2017-2018 гг. собственная выработка электроэнергии в Афганистане составила 1,1 млрд. кВт. ч (+2%). Из них на ГЭС выработано 929,9 млн. кВт. ч (85% от общего объема), на тепловые станции пришлись 142,7 млн. кВт. ч (13%) и на дизель-генераторы – 25,6 млн. кВт-ч (2,3%). По первым двум видам в последние годы наблюдается незначительный рост по объемам вырабатываемой энергии и снижается выработка дизель-генераторами.

Основной объем электроэнергии Афганистан импортирует из близлежащих стран. Общий объем импорта в 2017-2018 гг. составил 4,6 млрд. кВт. ч. Основным поставщиком является Узбекистан – 2 млрд. кВт. ч. (рост относительно 2015-16 гг. – на 48%). Далее следуют Таджикистан – 1,2 млрд. кВт. ч, Иран – 724 млн. кВт. ч, Туркменистан – 658,8 млн. кВт. Ч.

Производство электроэнергии в Афганистане с 2008-2009 гг. по 2017-2018 гг. увеличилось на 33%. Импорт электроэнергии за тот же период увеличился в 5,5 раза. Если в 2008-2009 гг. в совокупном объеме произведенной и импортированной электроэнергии 50% приходились на производство, то в 2017-2018 гг. на собственное производство пришлось лишь 19%, на импорт – соответственно 81%.

Недостаточные объемы производства и импорта, отсутствие разветвленной сети линии электропередач не позволяют удовлетворять спрос экономики и населения на электроэнергию. В Афганистане население, подключенное к электроэнергетическим сетям, составляет порядка 30%. При этом сохраняются значительные перебои в подаче электроэнергии. Большая часть сельского населения, на которую приходится 75% от всех жителей Афганистана, остается без электричества. В 2015-2016 гг. 92% подключений к электричеству в Афганистане приходились на домашние хозяйства, 6,7% – на предприятия и 1,3% – на правительство. На март 2015 года протяженность линий электропередач в Афганистане составляла 2,3 тыс. км.

Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны сил правопорядка, в Афганистане постоянно сохраняется угроза нарушения бесперебойной подачи электроснабжения. Устраиваются диверсии на энергетических объектах, подрываются опоры ЛЭП, по которым электроэнергия поступает из соседних стран. В частности, в сентябре  текущего года были подорваны опоры ЛЭП в северной провинции Баглан, в апреле – в провинции Бадгис, где были перерезаны линии, по которым электроэнергия поступала из Туркменистана. В мае текущего года глава компании DABS сообщал, что из-за сложной ситуации с безопасностью компания ежегодно теряет до 3,8 млн. долл.

Энергетические планы Афганистана

В решении многочисленных задач в сфере энергоснабжения страны правительство Афганистана исходит из Национальной программы энергоснабжения, которая включает Генеральный план развития энергетики на 2012-2032 гг. и Генеральный план развития газовой отрасли на 2012-2035 гг. Приоритетными направлениями развития афганского энергетического сектора являются:

  • повышение обеспеченности населения и экономики страны электроэнергией с 30% до 83%, сельского населения с 28% до 65% и городского до 100%;
  • снижение зависимости от импорта электроэнергии и топлива за счет создания производственных мощностей и освоения месторождений энергетических ресурсов, повышение внутренней выработки электроэнергии с 20% до 67%;
  • активное задействование потенциала возобновляемых источников энергии;
  • формирование единой энергетической системы посредством строительства линий электропередач во всех провинциях и соединения разрозненных в настоящее время энергетических систем. В планах – создание 6,9 тыс. км новых линий электропередач и доведение общей протяженности до 9,2 тыс. км;
  • расширение мощностей линий электропередач для импорта и транзита электроэнергии из стран Центральной Азии, раскрытие транзитного потенциала и становление в качестве транзитного пункта между странами Центральной и Южной Азии.

Согласно Генеральному плану развития электроэнергетики Афганистана, к 2032 году ожидается рост спроса на электроэнергию до 3 500 МВт, а в лучшем сценарии – до 4 300 МВт. Правительство Афганистана не исключает рост спроса и до 5000-6000 МВт, для чего потребуется увеличить генерирующие мощности примерно в 10 раз с текущих. Кроме того, правительство Афганистана поставило амбициозную задачу повысить долю ВИЭ в выработке электроэнергии до 95%. Удовлетворение прогнозируемого спроса на электроэнергию и достижение заданных показателей потребует значительных усилий со стороны правительства по достижению необходимого уровня безопасности в стране, создания условий для притока иностранных инвестиций и в целом поиска финансовых средств.

Текущие мощности и потенциал развития

Как уже выше отмечалось, в настоящее время генерирующие мощности в Афганистане в большей степени представлены ГЭС. На ТЭС и дизель-генераторы приходится меньшая часть и в незначительном количестве присутствуют мощности, работающие на солнечной энергии. Сырьевая база для развития энергетики на основе нефти и газа в Афганистане имеется, и развитие этого направления возможно в краткосрочной перспективе. Запасы угля в стране представляются вполне достаточными на долгосрочный период развития.

ТЭС и дизель-генераторы. В 2017-2018 г. суммарно на ТЭС и дизель-генераторами было выработано 168,3 млн. кВт.ч, или 15,3% от общего объема произведенной электроэнергии. В целом, в Афганистане существует достаточная сырьевая база для развития ТЭС, в частности, в стране есть залежи угля, газа и нефти. Афганское правительство стремится реализовать этот потенциал. В частности, в 2009 году в эксплуатацию была запущена Тарахильская электростанция, работающая на дизель-генераторах, мощностью 105 МВт, строительство которой финансировалось USAID.

Газ с шиберганских месторождений предполагается использовать в качестве сырья для реализующихся проектов в сфере электрогенерации в Шибергане – 42 МВт и Мазари-Шарифе – 50 МВт. Также в северном Афганистане планируется построить электростанцию, работающую на газе, добываемом на месторождениях под Шиберганом. Мощность электростанции должна составить 200 МВт.

ВИЭ. Вместе с тем, афганское правительство особую роль в обеспечении страны электроэнергией отводит возобновляемым источникам энергии, потенциал которых совокупно составляет 318 ГВт. Так, потенциал солнечной энергетики составляет 222 ГВт, ветровой – 67 ГВт, водной – 23 ГВт, биомассы – 4 ГВт.

В стране была разработана политика в области возобновляемой энергетики, согласно которой до 2032 года установленная мощность ВИЭ должна достичь 4,5-5 ГВт, или 95% от общего объема. Ее реализация предполагается в два этапа. В 2015-2020 годах будут созданы благоприятные условия для роста и развития сектора ВИЭ, в том числе включая разработку механизмов государственно-частного партнерства. В 2021-2032 гг. предполагается непосредственная реализация проектов в сфере ВИЭ.

Фотоэлектрические станции в настоящее время составляют малую долу генерируемой в Афганистане электроэнергии, но наличие 300 солнечных дней в году предполагает в будущем увеличение доли, приходящейся на солнечную энергетику. Существует ряд проектов строительства фотоэлектрических станций, реализация которых планируется в ближайшее время.

Гидроэнергетика. Установленные мощности гидроэлектростанций Афганистана в 2016 г. составляли 300 МВт, или 53% от общей имеющейся мощности. Согласно данным статистического ежегодника, в 2017-2018 гг. гидроэлектростанциями Афганистана было выработано 929,9 млн. кВт. ч. По сравнению с периодом 2008-2009 гг., выработка электроэнергии ГЭС увеличилась на 71%, а доля общем объеме вырабатываемой электроэнергии – с 65 до 85%.

Электроэнергия в Афганистане вырабатывается на 14 ГЭС, в том числе и малых. Наибольшая выработка отмечается на гидроэлектростанциях Каяки – 248,8 млн. кВт. ч (провинция Гильменд), Наглу – 241,6 млн. кВт. ч, Суроби – 173,2 млн. кВт. ч, Махипар – 107,5 млн. кВт. ч (все три в провинции Кабул), Салма – 75,7 млн. кВт. ч (провинция Герат).

Производство электроэнергии гидроэлектростанциями в Афганистане (млн. кВт. ч)

 

2008-09

2009-10

2010-11

2011-12

2012-13

2013-14

2014-15

2015-16

2016-17

2017-18

Производство, всего

827,1

937,1

936,1

846,6

882,9

1022,3

1049

1033,7

1076,3

1098,1

ГЭС

541,6

775,5

750,9

595,2

708,6

803,9

895,0

889,5

926,6

929,9

Наглу

218,8

298,4

310,7

232,1

245,2

305,0

356,8

336,3

277,6

241,6

Махипар

71,7

137,8

106,4

104,0

115,4

192,4

202,6

163,2

193,9

107,5

Суроби

128,1

184,2

184,9

170,0

171,3

164,3

179,2

191,4

162,7

173,2

Пули-Хумри

24,6

36,5

31,7

22,9

25,8

25,6

28,8

22,6

25,7

23,3

Каяки

34,4

47,5

48,3

9,8

80,4

49,0

60,0

106,3

160,6

248,8

Дарунта

56,1

60,8

57,8

46,8

61,9

58,2

58,8

58,0

49,1

47,4

Салма

ـ

ـ

ـ

ـ

ـ

ـ

ـ

ـ

42,8

75,7

Прочие

7,9

10,3

11,1

9,6

8,6

9,4

9,0

11,7

14,3

12,4

Источник: Национальное управление статистики и информации Афганистана

ГЭС Наглу, расположена в провинции Кабул, в 40 км от столицы Афганистана. Построена в период с 1960 по 1968 гг. специалистами СССР. Является наиболее мощной гидроэлектростанцией в стране. Мощность составляет 100 МВт. В 2015-2018 гг. российская компания ООО «Интер РАО – Инжиниринг» провела ремонт гидроагрегатов на ГЭС Наглу.

Одним из успешных проектов, реализованных в Афганистане в период с 2001 года является строительство и ввод в эксплуатацию плотины афгано-индийской дружбы в провинции Герат, построенной индийцами в рамках оказываемой помощи индийским правительством Афганистану. Мощность составляет 42 МВт. Введена в эксплуатацию в 2016 году.

В Афганистане имеется значительный потенциал по развитию гидроэнергетики, реализация которого потенциально может покрыть растущий спрос на электроэнергию в стране.

Проекты строительства гидроэлектростанций в Афганистане

 

Проект

 

Река

 

Провинция

 

Мощность (МВт)

Годовая выработка электроэнергии (ГВт. ч)

Проектная стоимость

(млн. долл.)

Багдара

Панджшер

Каписа/

Парван

210

968

600

Суроби 2

Кабул

Лагман

180

891

700

Кунар А

Кунар

Кунар

789

4 772

2 000

Каяки (доп.)

Гильменд

Гильменд

100

493

300

Кукча

Кукча

Бадахшан

445

2 238

1 400

Гульбахар

Панджшер

Панджшер/Баглан

120

594

500

Капар

Панджшер

Панджшер

116

574

450

Кама

Кунар

Нангархар

45

223

180

Кунар Б

Кунар

Кунар

300

1 485

600

Каяки (расширение)

Гильменд

Гильменд

19

91

90

Оламбаг

Гильменд

Урузган

90

444

400

Килагай

 

Баглан

60

297

250

Верхнеамударьинская

Амударья

 

1 000

4 955

2 500

Даштиджум

Пяндж

 

4 000

19 819

8 000

Источник: Азиатский банк развития, «Islamic Republic of Afghanistan: Power Sector Master Plan», май 2013

 

Верхнеамударьинская и Даштиджумская ГЭС предполагаются к строительству на трансграничных реках, что может создавать сложности в виде необходимости решать вопросы регулирования водных ресурсов со странами, лежащими ниже по течению. В 1970 г. Среднеазиатским отделением Гидропроекта им. С.Я. Жука была разработана «Схема комплексного использования реки Пяндж и реки Амударьи на пограничном участке между СССР и Афганистаном». В ее рамках предполагалось строительство 13 гидроузлов, суммарная мощность которых составляла 17,7 ГВт и выработка – 81,9 млрд. кВт. ч. Предполагалось, что водохранилище Даштиджумской ГЭС затопит на территории Таджикистана 14 населенных пунктов и 860 га селхозугодий, на территории Афганистана – 13 населенных пунктов и 1110 га сельхозугодий. Практическая реализация этих проектов так и не состоялась ввиду достаточно сложных советско-афганских отношений.

В целом, развитие гидроэнергетики в настоящее время рассматривается экспертами как наиболее перспективное направление в энергетике Афганистана, что обусловлено относительной дешевизной эксплуатации  и надежностью технологии.

Транзитный потенциал Афганистана

Географическое расположение Афганистана делает его естественным транзитером между странами Центральной и Южной Азии, в том числе, и энергетических ресурсов. Как ожидается, реализация крупных межрегиональных проектов, таких как строительство газопровода ТАПИ и ЛЭП CASA-1000, принесет Афганистану значительные финансовые выгоды от транзита энергоресурсов.

CASA-1000. Этот проект предполагает доставку электроэнергии из стран Центральной Азии – Кыргызстана и Таджикистана в Пакистан с транзитом через Афганистан. Изначально одной из основных целей проекта было, в том числе, и повышение энергетической безопасности Афганистана. В рамках проекта предполагается передавать излишки электроэнергии, генерируемые в весенние и летние месяцы в Таджикистане и Кыргызстане, в Южную Азию.

Согласно этому проекту, через территорию Афганистана должна пройти высоковольтная ЛЭП от Сангтуды (Таджикистан) до Навшеры (Пакистан) протяженностью 750 км. Стоимость проекта составляет свыше 1 млрд. долл. Расходы проекта распределены следующим образом: Таджикистан – $314 млн., Кыргызстан – $209 млн., Афганистан – $354 млн. и Пакистан – $209 млн. Планируется, что ежегодно по ЛЭП будет передаваться 5 млрд. кВт. ч.

Изначально Афганистан рассматривался как один из получателей электроэнергии CASA-1000, однако в 2016 г. афганская сторона заявила, что не будет закупать электричество, тем самым становясь чистым транзитером. Афганистан за транзит рассчитывает получать до 50 млн. долл.  В мае текущего года сообщалось, что таджикская сторона намеревается завершить работы по этому проекту на своей территории до конца 2021 года.

Одной из проблем CASA-1000 является то, что электроэнергия из Таджикистана и Кыргызстана может передаваться только в весенние и летние месяцы. Предполагалось участие в проекте Узбекистана и Туркменистана, что позволило бы в зимние месяцы компенсировать снижение поставок электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана. Но обе страны не проявили прямой заинтересованности в CASA-1000, реализуя собственные проекты по увеличению мощностей для экспорта электроэнергии в Афганистан, которые однако могут стать составной частью этого трансграничного энергетического проекта. В рамках стратегии укрепления отношений с соседними государствами, реализуемой в последние годы, Узбекистан поддерживает строительство CASA-1000.

Газопровод ТАПИ

Говоря о транзитных энергетических проектах Афганистана, отдельно стоит более подробно рассмотреть проект газопровода ТАПИ, который не столько связан с электроэнергетическим сектором, сколько является одним из потенциальных альтернативных маршрутов для экспорта узбекского газа в страны Южной Азии.

Магистральный газопровод (МГП) «Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия» (ТАПИ) планируется построить для транспортировки природного газа в Афганистан, Пакистан и Индию с месторождений Туркменистана (Галкыныш и др.). Протяженность газопровода составляет 1814 км (из них по территории Туркменистана – 214 км, Афганистана – 774 км и Пакистана – 826 км). Маршрут транспортировки: месторождения в Туркменистане – Герат, Кандагар (Афганистан) – Кветта, Мултан (Пакистан) – Фазилка (Индия). Пропускная мощность трубопровода составляет 33 млрд. куб. м в год, срок эксплуатации – 30 лет, стоимость проекта – 7-10 млрд. долл. Оператором проекта является консорциум TAPI Pipeline Company Limited (трубопроводная компания ТАПИ), в который входят: госкомпания «Туркменгаз» (85% акций), Afghan Gas Enterprise (Афганистан, 5%), Inter State Gas Systems (Пакистан, 5%), GAIL Limited (Индия, 5%).

Туркменистан сообщил, что завершил строительство трубопровода на своей территории в феврале 2018 года. В Афганистане ведутся подготовительные работы для начала прокладки газопровода. В Пакистане начало строительных работ по прокладке трубопровода было запланировано на октябрь 2019 года. Окончание строительства и начало эксплуатации газопровода ранее планировались на конец 2019 года, однако позже было перенесено на 2020 год.

Афганистан заинтересован как в импорте газа, так и в получении доходов от его транзита через свою территорию. В рамках проекта ТАПИ туркменский газ будет поставляться в Афганистан на протяжении 30 лет. За транзит туркменского газа афганская сторона рассчитывает ежегодно получать прибыль в размере 400 млн. долл. Также строительство и обслуживание газопровода позволит создать в Афганистане тысячи рабочих мест. Летом текущего года в СМИ проходила информация, что «Узбекнефтегаз» рассматривает варианты своего участия в проекте ТАПИ.

Риски при реализации ТАПИ. Однако перспективы реализации этого проекта далеко не однозначны. Эксперты отмечают ряд аспектов, которые могут препятствовать строительству и эксплуатации ТАПИ.

  1. Проблема с финансированием проекта. Отмечается отсутствие у Туркменистана достаточных средств для финансирования реализации проекта газопровода как владельца 85% акций компании Galkynysh – TAPI Pipeline Company Limited. В силу этого заинтересованность зарубежных инвесторов в реализации проекта ТАПИ остается низкой и поиск платежеспособных партнеров для строительства газопровода, продолжающийся с 2015 г., так и не привел к успеху. Туркменистан не смог заинтересовать проектом ТАПИ страны СНГ, а также Бахрейн и Японию. Участие в проекте ТАПИ большинства международных финансовых институтов (АБР и Сети развития Ага Хана) также остается исключительно на уровне намерений.

Вместе с тем, оператору проекта ТАПИ удалось оптимизировать затраты с 10 до 7 млрд. долл. В ноябре 2018 года в Абу-Даби глава проекта ТАПИ обрисовал ситуацию с финансированием газопровода. Основным источником привлекаемых средств является Азиатский банк развития. Со стороны Исламского банка развития было выделено 700 млн. долл. на строительство туркменского участка. Саудовская Аравия также согласилась инвестировать в проект. Ожидается инвестирование также со стороны европейских и турецкого кредитных агентств. В сентябре нынешнего года было заявлено, что вопросы финансирования проекта будут решены до конца года.

  1. Сохранение нестабильной обстановки в Афганистане. На реализацию проекта может негативно повлиять дальнейшее ухудшение военно-политической ситуации в Афганистане. Отмечается, что именно вопрос безопасного транзита может быть одной из главных проблем газопровода ТАПИ, маршрут которого проходит через 4 афганские провинции (Фарах, Герат, Кандагар и Гильменд).

Официальные власти Афганистана и Туркменистана пытаются договориться с движением «Талибан» об обеспечении безопасности в зоне строительства газопровода, однако последствия таких договоренностей никто не может предсказать. Для повышения уровня безопасности правительством Афганистана принято решение о предоставлении некоторых стимулов местным сообществам, проживающим вдоль маршрута трубопровода, для поощрения их участия в обеспечении безопасности ТАПИ. Кроме того, Кабул намерен развернуть по маршруту проекта 7 тысяч военнослужащих, подготовку которых взяло на себя НАТО.

  1. Существуют разногласия между участниками проекта ТАПИ. Пакистан, прежде чем приступить к строительству своего участка газопровода ТАПИ, которое должно было начаться еще в декабре 2018 г., требует от Туркменистана снизить цену на газ. Данный вопрос в очередной раз был поднят советником премьер-министра Пакистана в ходе встречи представителей стран-участниц ТАПИ в Ашхабаде в мае 2019 года. Однако между сторонами до сих пор отсутствуют соответствующие договоренности.

Министерство нефти и природного газа Индии на данном этапе считает важным решение ряда технических вопросов, связанных с реализацией проекта, среди них следующие.

- Разработка и согласование механизмов, которые гарантировали бы равную ответственность сторон в обеспечении как физической безопасности инфраструктуры, так и страховки ущерба.

- Согласование оптимального механизма ценообразования на газ. 

При этом в экспертных кругах Индии имеется определенный скептицизм в отношении ТАПИ и высказываются мнения о том, что пакистанская сторона может «манипулировать бесперебойностью доставки газа до Индии в своих политических целях».

Заключение

Несмотря на некоторые успехи в области обеспечения энергетической безопасности, Афганистан остается страной, остро зависимой от импорта электроэнергии. Сохраняющаяся нестабильная обстановка в стране, неясность относительно будущего установления мира, отсутствие собственных финансовых средств и значительная зависимость от внешней помощи не позволяют афганскому правительству полноценно приступить к планомерному созданию электрогенерирующих мощностей и достижению энергетической независимости. Несомненно, что на протяжении достаточно длительного периода Афганистан будет нуждаться в импорте электроэнергии, а растущее население страны будет только увеличивать спрос. Это предполагает рост объемов закупаемой электроэнергии афганской стороной, главным образом, из стран Центральной Азии, что потребует ввода новых мощностей по передаче электроэнергии.

В то же время зависимость афганского правительства от иностранной финансовой помощи вызывает определенный скептицизм со стороны стран-поставщиков электроэнергии в сохранении платежеспособности Афганистана в случае резкого снижения финансирования со стороны стран-доноров.

Таким образом, на динамику развития энергетического сектора ИРА, сохранение и последующее наращивание обеспеченности энергетическими ресурсами населения и экономики страны, главным образом, будут влиять изменения в области обеспечения безопасности, иностранной поддержки, платежеспособности правительства. При благоприятном сценарии Афганистан сможет опереться на свой значительный и в настоящее время фактически не реализованный энергетический потенциал в достижении цели устойчивого роста экономики.

 

Руслан Абатуров, ЦЭИР

Экономическое обозрение №11 (239) 2019

 

 

 

 

Комментарии