ВТО и ЕАЭС: перспективы сотрудничества

 

Интеграция и членство Узбекистана в международные экономические структуры, такие как ВТО и ЕАЭС, даст возможность нашей стране в полной мере укреплять свои позиции во внешней торговле, а также осуществлять всесторонне выгодное сотрудничество.

После Второй мировой войны началась расширяться глобальная экономическая интеграция. В результате углубления международной экономики возникли различные экономические организации. В частности, примером является Международный валютный фонд, созданный на базе Бреттон-Вудской валютной системы. Хотя Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году, ее история непосредственно возникла в результате эволюции "Генерального соглашения по торговле и тарифам (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT)", заключенного в 1947 году. Основной целью данного соглашения является устранение барьеров в международной торговле, заключающиеся в снижении нетарифных барьеров, формировании импортных квот и недопущении субсидирования торговли и т.д.

Уже сейчас ВТО следит за организацией торговли, следуя правилам, принятым в уругвайском раунде в 1986-1994 годах и нормам, принятым GATT. Поэтому не было достигнуто единого консенсуса по общему торговому соглашению и протекционизму между странами, переговоры по этому вопросу продолжаются в рамках дохинского раунда (Катар).

Следует отметить, что применение торговых льгот в развивающихся странах является более обоснованным, чем в развитых странах.

Необходимо подчеркнуть, что таможенные тарифы и нетарифные барьеры снизились в несколько раз в результате действия GATT и создания ВТО. Это, в свою очередь, отражает процессы, направленные на регулирование международной торговли между странами, защиту и развитие интересов сторон.

В настоящее время широкая общественность и некоторые эксперты высказывают необоснованные мнения о том, что Узбекистан не может стать членом ВТО после вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), или же процесс может стать сложным. Этот вопрос был также затронут на узбекско-американском бизнес-форуме. То есть были высказаны необоснованные мнения о том, что вступление Узбекистана в ЕАЭС осложнит процесс его вступления в ВТО и в определенной степени может возникнуть политическое давление на нашу страну со стороны России.

Следует отметить, что хотя ВТО и ЕАЭС являются различными экономическими организациями, мы не должны забывать, что в результате своей деятельности они дополняют друг друга.

Во-первых, вне зависимости от того, является ли или не является Узбекистан членом ЕАЭС, такая точка зрения ошибочна. Потому что наше правительство стремиться установить взаимовыгодные отношения со всеми существующими международными организациями, которые служат обеспечению благополучия и спокойствия населения. Целесообразно заново создать новый Узбекистан на основе таких важных демократических принципов как новые взгляды, открытость - признать их как одни из необходимых шагов на пути его интеграции в мировое сообщество. Об этих процессах можно судить по реформам, проведенным в последние годы, и по тому, что экономика развивается на основе рыночных законов.

Во-вторых, стоит отметить, что ЕАЭС является экономической организацией. Следует учитывать, что данный аспект никак не влияет на суверенитет государств-членов организации, даже недопускается экономическое давление одного государства на другое. Главной целью этой организации являются взаимные интересы, и несомненно, здесь уместно обсудить вопрос о членстве в организацию.

В-третьих, несмотря на членство в ЕАЭС, Кыргызстан с 1998 года, Армения с 2003 года, Россия с 2012 года и Казахстан с 2015 года стали членами Всемирной торговой организации (ВТО). Естественно возникает вопрос: Какое отношение имеет членство Узбекистана в ЕАЭС и членство в ВТО?

Если есть попытки придать этой организации политический характер, то почему было налажено двустороннее стратегическое сотрудничество между странами ЕАЭС и США.

На наш взгляд, анализируя вопрос членства в ЕАЭС, параллельно можно оценить эти анализы как важный шаг на пути вступления Узбекистана в ВТО. Так как появятся возможности для свободной продажи наших национальных товаров и продукций по всему региону ЕАЭС и для свободного ввоза продукции странами-участниц в нашу страну, что послужит повышению нашей конкурентоспособности.

Следует также отметить, что на территории ЕАЭС по отношению к продукции была разработана система специальных норм (маркировка, качество, санитарные нормы и др.). Аналогичные требования требуют внесения различных качественных изменений в производственный процесс различных изделий. Такая ситуация может поставить под угрозу деятельность некоторых отраслей промышленности, которые считаются монопольными. Возможно, у нас также наступил период радикального изменения качества управления и производственных процессов. И сами собой эти процессы станут основой для самостоятельного вступления Узбекистана в ВТО.

Глава нашего государства Ш.Мирзиеев затронул некоторые аспекты внешней политики страны, в частности он отметил: "Мы находимся в поисках. Наше желание таково, что по мере возможности хотим присоединиться в большие интеграции. Все по-разному говорят. Говорят, что отдадим свою независимость. Узбекский народ никогда не отдаст независимость кто бы это ни был. Начатая несколько веков назад нашими предками борьба продолжится и сейчас. Но поводья в наших руках. С точки зрения выгоды от рыночной экономики мы должны просчитать, какой путь правильный. Делать это каждый день. Конечно, наше самое большое усилие - вступить на путь наиболее разумной, наиболее точной экономической выгоды. Наши люди сами советуются с депутатами с кем нам идти,... Депутат - это голос нашего народа, глаза нашего народа, боль нашего народа. Мы сделаем это, посоветовавшись с нашим народом. Если мы верим в правильность нашего пути, то так и сделаем".

Так что, если Узбекистан будет членом таких экономических организаций, как ВТО и ЕАЭС, то этот процесс, несомненно, принесет большие перемены в нашу жизнь. Для нас главное, что в этих изменениях важно защитить интересы нашей нации, обеспечить благополучие и спокойствие нашего народа.

В то же время международные эксперты выразили свое отношение к вступлению Узбекистана в ВТО.

Американский консультант Марк Линскотт, много лет проработавший на ответственных должностях в торговом представительстве США (USTR) и представительстве США при Всемирной торговой организации, назвал три причины, по которым членство в ВТО необходимо для Узбекистана.

Во – первых, в мире осталось очень мало государств, которые не вступают в ВТО (164 государства являются членами ВТО). Из стран Центральной Азии только Туркменистан и Узбекистан не являются членами этой  организации.

Не учетывая КНДР, которая не заинтересована в вступлении в ВТО, даже страны, которые восстанавливаются после войн - Судан, Южный Судан, Ирак и т.д. – стремятся к вступлению в организацию.

Во-вторых, Узбекистан уделяет большое внимание привлечению инвестиций из-за рубежа и развитию торговых связей за пределами  региона. Членство в ВТО обеспечивает гарантии и прозрачность для инвесторов, въезжающих в Узбекистан, и торговых партнеров страны.

В-третьих, членство в ВТО позволяет Узбекистану предъявлять жалобы на коммерческие решения других стран (например, по вопросу границ и пошлин). Например, Антигуа и Барбуда выступали против торговых ограничений США через ВТО. Или страны Центральной Америки уже добились отмены ограничений, введенных европейскими странами на ввоз бананов.

И наконец, как полноправный член ВТО, Узбекистан получит возможность участвовать в разработке правил международной торговли. Следует отметить, что с года основания Всемирной торговой организации, т.е. с 1995 года, ни одно государство еще не вышло из нее.

Кроме этого, после вступления в ЕАЭС исчерпается вопрос о вступлении Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Дело в том, что 21 декабря 1994 года была создана рабочая группа для вступления в ВТО, но к 2005 году эти переговоры прекратились. Однако к началу 2019 года работа этой рабочей группы была возобновлена, и предполагается, что Узбекистан подпишет соглашение "О внешнеторговом режиме" со странами-членами ВТО. На сегодняшний день наша страна завершает двусторонние переговоры с рядом государств-членов ВТО. Данный вопрос также упоминается в заявлении министра иностранных дел Республики Узбекистан А. Комилова

В заключении отметим, что интеграция и членство Узбекистана в международные экономические структуры, такие как ВТО и ЕАЭС, даст возможность нашей стране в полной мере укреплять свои позиции во внешней торговле, а также осуществлять всесторонне выгодное сотрудничество.

 

доктор экономических наук, профессор Нодир Жумаев

доктор экономических наук Дилшоджон Рахмонов

 

*Публикация отражает личные взгляды автора и может не отражать официальную позицию

информационно-аналитического портала review.uz.

 

 

Комментарии