Разместить рекламу  |  Опубликоваться   Анонс номера  |  О нас  |  Проекты  |  Тендеры  |  Контакты   |  Карта сайта  |  Подписка  |  Регистрация   |  RSS
Совиньон по-узбекски. Есть ли у Узбекистана шансы на мировом рынке вина?

 

 

 

 

 

 

Мировой винный рынок сегодня — очень сложная и крайне нестабильная субстанция. Рынок характеризуется большим числом внутренних течений, борьбой замыслов и коммерческих интересов. В то же время нестабильность рынка — это шанс для новых игроков, желающих пробиться и закрепиться на глобальном рынке. И история современного восхождения многих из них служит тому ярким подтверждением.

 

 

Полный винопередел!

 

 

1976 год стал годом окончания безусловного господства французского виноделия. В этот год в Париже состоялась ставшая знаменитой слепая сравнительная дегустация французских и калифорнийских вин. Скандальную знаменитость этому событию придал тот факт, что судейский коллектив, состоявший в основном из французов, в обоих случаях отдал первенство калифорнийским винам, несмотря на то, что Францию представлял «золотой состав»  французских виноделов.

 

«Суд в Париже» продемонстрировал не европейским винодельческим регионам наличие у них реальных возможностей для конкуренции с традиционными лидерами. Одним из следствий знаменитой дегустации стало закрепление разделения мира вина на два оригинальных стиля — стиль Старого Света и стиль Нового Света.

 

 

Постепенно в стиль Нового Света стали вливаться новые игроки винной индустрии — Австралия, Чили, Новая Зеландия, Южная Африка, Аргентина. Эти страны медленно, но уверенно отбирали прибыли у виноделов Старого Света.

 

Один из самых авторитетных винных критиков современности Роберт Паркер (США) предсказал еще в 2004 году, что в ближайшую четверть века число новичков на рынке вина будет только расти. В пользу предсказаний Паркера говорило то, что современные технологии выращивания винограда и производства вина, селекции, подбора почв, активный международный обмен и подготовка кадров становятся доступными для все большего числа стран, что создает благоприятные условия для открытия новых перспективных зон виноделия.

 

Эксперты указывают, что появлению новых винодельческих регионов будет во многом способствовать и более широкое использование местных сортов.

 

Известный эксперт Тьери Дессов указывал, что потребители, «как и прежде, относятся с интересом к знаменитым винам, но их также привлекают новые винные регионы. Им интересно попробовать вина Австралии, Лангедока, Венгрии, если о тех говорят, что они вкусны».

 

 

Узбекистан — крупнейший производитель в винной индустрии ЦА

 

 

Тренды на мировом винном рынке, безусловно, открывают достаточно хорошие перспективы для такого крупнейшего игрока на рынке производства винограда и алкогольной продукции в Центральной Азии, как Узбекистан. Нужно отметить, что Узбекистан в последние годы прилагает большие усилия для увеличения объемов производства продукции из винограда, расширения сырьевой базы и наращивания экспорта.

 

Компания «Узвинпром–холдинг». Так, в период с 2011 по 2013 годы увеличила площадь находящихся в распоряжении ее предприятий виноградников с 2,9 до 4,4 тыс. га. До 2015 года новые виноградники будут заложены еще на 7,3 тыс. га. Выросли также объемы переработки винограда, которые достигли в 2013 году 123,8 тыс. тонн (18 тыс. тонн было выращено на плантациях компании).

 

 

Для вывода виноделия на новый уровень в 2013 году был утвержден комплекс мероприятий[1], которые должны быть реализованы до конца 2015 года. Среди них можно выделить следующие:

 

·         создание 32 новых плантаций-питомников, специализирующихся на производстве саженцев перспективных высокоурожайных сортов винограда, сертификация произведенных саженцев,

 

·         реализация инвестиционных проектов по созданию новых, реконструкции и модернизации действующих винодельческих и других перерабатывающих мощностей,

 

·         создание генетического банка винограда, выращиваемого в республике, и селекционного центра,

 

·         установление сотрудничества с ведущими научно-исследовательскими институтами стран СНГ, Китая, США, Франции, Италии и других стран в области виноградарства.

 

Виноделие в Узбекистане позволяет стране выступать экспортером продукции. В 2013 году ХК «Узвинпром-холдинг» поставила за рубеж виноматериалов почти на 5,25 млн. долларов, виноградного концентрата — на 3,124 млн., вина — на 0,192 млн. долларов. Всего годовой доход от экспорта составил 12,842 млн. долларов (см. рисунки).

 

 

Но несмотря на рост поставок, узбекские вина на ключевых мировых рынках, таких как США, Европейский Союз, Китай, Юго-Восточная Азия и Дальний Восток, все еще мало кто знает. В основном, узбекская винодельческая продукция представлена в некоторых странах постсоветского пространства. В тройку крупнейших импортеров узбекской продукции входят Казахстан (59,2%), Россия (29,8) и Кыргызстан (3,8). Также экспорт идет в Туркменистан и Грузию. В числе рынков дальнего зарубежья указаны Великобритания, Польша, Германия, Франция и Япония.

 

Между тем, львиную долю поставляемой на экспорт продукции составляют виноматериалы и виноградный концентрат. Если же взять поставки вина в бутылках, то выходят достаточно скромные показатели. По итогам 2013 года на экспорт ушло всего 122 тысячи бутылок вина, что не идет ни в какое сравнение не только с ведущими мировыми экспортерами, типа французского региона Бордо, но и с некоторыми постсоветскими поставщиками. Так, Грузия в 2013 году экспортировала 44,7 млн. бутылок в 48 стран, из которых только на Россию пришлось 21,8 млн. бутылок.

 

 

Узбекским производителям на этом фоне придется проделать огромную работу по расширению своего присутствия на мировом рынке, если они хотят надеяться на увеличение прибылей от экспорта и повышение узнаваемости продукции за рубежом.

 

 

Бренд как цена вопроса

 

 

Для расширения выхода на международные рынки узбекским производителям, конечно же, нужно будет продолжать повышать качество продукта. Конкуренция очень высока, и сложно предсказать как в ближайшем будущем узбекские вина будут смотреться на фоне зарубежных аналогов. Показателем остроты конкуренции может служить ситуация на рынке России. Напомним, что в первом полугодии импортные вина формировали 39,5% всего российского рынка вина, а вина из стран ЕС — 25% винного рынка России и 62% общего винного импорта. Лидером стала Франция (18,82% объема поставок), далее идут Италия (14,91), Испания (14,85), Чили (5,1), Аргентина (1,71) и ЮАР (1,07).

 

Узбекистан располагает развитой винодельческой школой и регионами с достаточно хорошими природными условиями для выращивания винограда. Однако эти преимущества необходимо еще использовать, принимая во внимание, что сам мир вина не стоит на месте, он постоянно эволюционирует. Показателем уровня имеющейся конкуренции, эволюции вин и техники их производства может служить топ-100 мировых вин, которые ежегодно определяет авторитетный журнал WineSpectator, задающий многие потребительские тренды на американском и азиатском винных рынках. В 2013 году по результатам оценки 17 тыс. вин первое и второе места заняли производители из Риохи Альты (Испания) и Сент-Эмильона (Бордо, Франция) соответственно. Третье, четвертое и пятое места заняли производители из Орегона и Калифорнии (США).

 

Для продвижения на международном винном рынке Узбекистану крайне необходим бренд, своего рода символ традиции виноделия, по которому его будут узнавать в мире. Это может быть и марка вина, и легший в его основу сорт винограда. Бренд — это толчок для всего продвижения национальной индустрии на мировом рынке. Значимость данного компонента хорошо показывает Франция, которая традиционно задает здесь тон.

 

К примеру, виноград пино нуар — это, конечно же, Бургундия, сорт гаме нуар — винодельческий регион Божоле, красный сорт мерло — это Шато Петрюс.

 

От Старого Света пытается не отставать и Новый. Вина из сорта зинфандель — это гордость Калифорнии, символ аргентинского виноделия — мальбек, Чили — карменер, а Австралии — шираз.

 

 

Винная критика

 

 

При продвижении узбекских вин нельзя не учитывать тот факт, что в последние десятилетия значительную погоду на рынке вина делают несколько влиятельных винных критиков, специализированных изданий и сайтов. Без контакта с этим сегментом винной индустрии говорить о продвижении даже качественных вин весьма сложно. Наиболее влиятельные винные критики формируют значительную часть спроса, и поэтому к мнению таких мэтров, как Роберт Паркер (США), Оз Кларк (Великобритания), Дженсис Робинсон (Великобритания), Джеймс Лаубе (США), критик № 1 во Франции Мишель Беттан, Алессандро Мазнагетти (Италия), весьма чутко прислушиваются даже известнейшие мировые производители.

 

Учитывая степень важности фактора «влиятельного винного критика», некоторые постсоветские производители вина также делают попытки получить их благосклонные отзывы. В 2012 году российская «Винодельня Ведерниковъ» приняла участие в World Wine Symposium на Villa d'Este (озере Комо, Италия), где представила свои образцы продукции на специальной дегустации вин из редких автохтонных сортов винограда. Вдохновителем «винного Давоса» является основатель Grand Jury Europeen Франсуа Мосс, не скрывающий своего оппонирования все более расширяющемуся влиянию числовой системы оценок вина наподобие паркеровской100-балльной шкалы миллезимов (год созревания урожая винограда, из которого было создано вино).

 

Понять уровень мероприятия можно, взглянув на программу предстоящего в ноябре WorldWine Symposium 2014, где пройдут вертикальные дегустации лучших миллезимов от бургундского Domainedela Rоmanee-Conti (DRC) под руководством владельца Обера де Виллена и двух шато — «великого» Haut-Brion и La Mission Haut-Brion (коммуна Пессак, Бордо) под руководством их владельцев Принца Роберта Люксембургского и Жан-Филиппа Дельма. Нужно отметить, что и другие постсоветские производители стремятся попасть на глаза ведущим винным критикам и винной элите. Так, в программе этого года будет представлена Армения.

 

 

Горизонты развития

 

 

Кроме ХК «Узвинпром-холдинг» примером узбекской компании, проводящей осознанную маркетинговую стратегию продвижения узбекских вин на мировой рынок, может стать винодельческое хозяйство Hamkor в поселке Намданак Паркентского района Ташкентской области. Реализация продукции компании идет как на внутреннем рынке, так и для импортеров из России, Польши, Литвы, Франции и Японии. Примечательно, что Hamkor сотрудничает в области производства вина с компанией PMCE AsiaTrading, которая в свою очередь представляет на мировом рынке несколько брендов, включая DomainesBaronsdeRothschild (DBR) с его знаменитым Шато Лафит-Ротшильд.

 

В современном винном бизнесе стратегия продвижения продукта все больше сращивается с так называемым винным туризмом. Как правило, винный туризм ориентирован на известные винные регионы с посещением их виноделен, виноградников, дегустацию вина, его покупку, участие в винных фестивалях, выставках и ярмарках. В этом плане в Узбекистане также предпринимаются попытки запустить собственные винные туры. Среди первых из них — турпрограмма «Алый восход, белое солнце — винный тур в Узбекистан», анонсированная компанией Yasmina tour. Насколько успешной будет эта турпрограмма, покажет время. Однако в связи с темой развития винного туризма следует в первую очередь ответить на вопрос, что все-таки является приоритетным первичным компонентом для запуска успешного винного туризма — слава выпускаемого продукта или запуск винного тура в неизвестное для широкой аудитории место в надежде вызвать интерес потребителей к продвигаемым винам.

 

Если брать такие примеры успешного винного туризма, как многочисленные регионы Франции (Бордо, Бургундия, Шампань, Луара, Эльзас и т.д.), долина Напа в Калифорнии, Тоскана и Пьемонт в Италии, Рейн и Мозель в Германии, то, скорее всего, первенство нужно признать за мировой славой выпускаемого ими продукта, который во многом позволил вызвать последующий интерес публики к посещению мест их производства.

 

 

Винная культура

 

 

Очень часто известность определенного винного региона в отдельно взятой стране позволяет затем использовать ее как отправную точку для продвижения других, ранее широко не известных винных регионов страны, но при условии, что качество их продукта также будет весьма высоким. Примером может служить Сицилия, которая относительно недавно не была известным винным регионом. Однако изменение стратегии местными виноделами, сделавшими ставку на выращивание международных сортов винограда каберне совиньон, мерло, шардоне, привело к производству качественных вин. Это, в свою очередь, дало возможность наладить винные туры и привлечь внимание к винам из местных сортов винограда. Конечно, Сицилия и до этого была значимым туристическим и кулинарным направлением, но прекрасные вина смогли еще больше усилить интерес туристов к этому региону.

 

Вторым важнейшим нюансом для развития винного туризма является наличие в стране исторически развившегося феномена «винной культуры».

 

Обладая винной культурой, уходящей корнями в глубь истории, Запад до сих пор задает ключевые тренды в винном мире и бизнесе. Среди последних значимых трендов можно назвать появление и резкий рост популярности Vinsdegarage (гаражных или авторских вин) и движения Garagistes (гаражистов), которое зародилось в субрегионах Бордо и характеризуется производством ограниченных объемов вин (500-1000 ящиков) в маленьких хозяйствах — микрошато, охватывающих всего несколько гектаров. Тренд на гаражное вино был подхвачен во многих странах мира, включая постсоветское пространство. Движение гаражистов имеет своих сторонников и в Узбекистане. К примеру, в ноябре прошлого года прошла дегустация гаражного вина в ресторане «Ипак йули» в Ташкенте.

 

Наличие винной культуры на Западе дает ему огромный потенциал для винного туризма, который может двигаться в направлении как сочетания с кулинарией (эногастрономический туризм), так и сочетания с историческими памятниками и природными ландшафтами. В Италии действуют не только винные туры по всемирно известным центрам виноделия, но и предпринимаются меры для расширения географии эногастрономического туризма посредством включения в него малых городов. Эногастрономический туризм вносит большой вклад в общие доходы Италии от туризма, которые оцениваются в 130 млрд. евро (9% ВВП).

 

По сравнению с Европой, мусульманский мир исторически не имеет такого феномена, как «винная культура» — вино запрещалось шариатом. Это не означает, что виноделия не было совсем. Просто оно не имело такого легального статуса, как в христианской Европе. Легализация виноделия в Центральной Азии начинается только с вхождением региона в состав Российской империи. С этого времени постепенно стали закладываться основы для винной культуры в ее «европейском понимании», базирующейся, главным образом, на принципе chateau. То есть весь процесс выращивания винограда, его обработки, производства вина и розлива происходит в рамках одного поместья. Однако последующее наступление советских времен привело к изменению философии развития виноделия в пользу ставки на масштабное промышленное производство, в котором не было места романтике и культуре вина.

 

Учитывая все эти обстоятельства, развивать винный туризм многим постсоветским странам, особенно тем, которые не имели многовековой традиции винной культуры, приходится на достаточно шаткой основе, что усугубляется мощной конкуренцией со стороны признанных центров виноделия. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

 

 

Источники:

 

Robert Parker on Wine Trends: The Explosion of Diversity in Wine; www.foodandwine.com.

 

Игорь Сердюк. «Право давать советы»; www.vins-france.ru.

 

Узбекистан налаживает экспорт винной продукции в Японию, www.12uz.com.

 

Грузия в 2013 году поставила в Россию почти 22 млн. бутылок вина; www.ria.ru.

 

В России может остаться только «крымское», а если повезет, — еще вина из Аргентины, Чили и ЮАР; www.newsru.com.

 

WineSpectator, Top 100 of 2013; http://2013.top100.winespectator.com/list.

 

Винное хозяйство Hamkor; http://hamkor.bizniki.uz.

 

Будет ли в Узбекистане «винный туризм»?; http://micesolutions.uz.

 

Год туризма Италия–Россия 2013/2014; http://www.italyholiday.ru.

 

Самые красивые маленькие города Италии; http://www.vinoitaliano.ru.

 

 

 

Рустам Махмудов



[1]Постановление Президента Республики Узбекистан от 13.03.2013 года № 1937.

Комментарии к этой статье:








Рекомендовать статью для прочтения

Обсудить на форуме

Blog.cer.uz
Страна как бренд
О рыночных альтернативах, или альтернативах рынку
Мировая цена на хлопок достигла рекордных двух долларов за фунт
Триллион за Facebook или когда же лопнет пузырь Web 2.0?
Альтернативные источники энергии
Как работает Пол Кругман, или Высоким КПД по прокрастинации
Пятничная подборка: прессу в массы!
В юношеском футболе Узбекистана все очень даже не плохо!
© 1998-2014 Журнал “Экономическое обозрение”. Все права защищены.
Адрес: 100070, г. Ташкент, ул. Усмана Носира, 1 тупик, дом 5.
Телефон: +(998 71) 150-02-02. Факс: +(998 71) 281-45-48.
E-mail: review@cer.uz
Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции;
При перепечатке материалов обязательна активная и явная ссылка на источник.